Суббота, 20.04.2024, 01:20
МБОУ   "Куйбышевская   основная   общеобразовательная    школа"
               
 
Приветствую Вас Гость | RSS
Сведения о школе
Методический кабинет
Наш опрос
Оцените сайт школы! Голосуйте!
Всего ответов: 78
Полезные ссылки





Видеоуроки, тесты, конспекты и презентации для учителя




Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 

Особенности воспитания

Специфика воспитания в многодетной семье

     Воспитательный потенциал  многодетной семьи имеет  свои положительные и отрицательные стороны, а процесс социализации детей  - свои трудности, проблемы. С одной стороны воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других членов семьи, а значит нет почвы для формирования  эгоизма, асоциальных черт. Больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества как чуткость, уважение к людям, человечность, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность.
     Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. во-первых, взрослые  довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда  остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему. Для старших детей в семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда к этому нет оснований. Резко увеличивается психологическая и физическая нагрузка на родителей, особенно на мать.  Она имеет меньше свободного времени для общения с детьми, для проявления внимания к их интересам.


Специфика воспитания в семье единственного ребенка
     Родители, имеющие единственного ребенка в семье обычно часто уделяют ему чрезмерное внимание. Некоторые помехи  психическому развитию детей  имеют вполне определенное название  - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют. Одним словом, носят его на руках. из за столь чрезмерного внимания психическое развитие ребенка замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой его окружают родители ребенок непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку от других людей он будет ожидать внимание, к которому привык в доме родителей. По этой же причине он будет слишком серьёзно относиться к самому себе. в результатае общение с другими людьми будет для него гораздо труднее, чем для других.
      Можно утверждать, что воспитание  единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Единственный ребенок очень скоро становится  центром семьи. Очень часто ребенок  привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей  они воспитывают эгоиста.
     Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Единственному ребенку не обойтись без испачканного лица, разорваных штанов и драк.
     Единственному ребенку часто отказывают в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Относительно его строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает в течение всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного , несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.
     Но этого может и не быть, так как в отношении с детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!



Воспитание в неполной семье.

     Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания.
     Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро. Разделению семьи или разводу  супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий или семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильнов олнуют его.
Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы. В результате разрыва мать вынуждена уделять меньше времени ребенку, чем прежде. Поэтому ребенок чувствует себя отвергнутым и матерью.
     Необходимо рекомендовать, тем родителям, которые почему - либо оставляют один другого, чтобы в свое ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях.
Если родители по - настоящему  любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

 

 

Памятка для родителей

Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  • Беседуйте со своим сыном или дочерью. Говорите с ним о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

  • Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в реализации планов.

  • Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.

  • Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

  • Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.

  • Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в в успех.

  • Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она не была, учите экономить силы для достижения цели.

  • Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных планах.

 

Детей учит то, что их окружает.

  • Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

  • Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.

  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

  • Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

  • Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.

  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.

  • Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

  • Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

  • Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.


 

Влияние семьи на культурное, нравственное развитие ребёнка.

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.

Семья играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном развитии детей, формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, начал гуманизма, трудолюбия, коллективизма, гражданственности. Вся атмосфера семейной жизни, уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности ребёнка.

Ещё Н.К.Крупская писала: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребёнка».

Необходимо систематически напоминать родителям об их важнейшей роли во всестороннем развитии личности их ребёнка:

  1. Именно родители: воспитывать труженика, доброго человека, активного общественного деятеля.

  2. Хорошая, здоровая обстановка жизни ребёнка в семье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный пример – главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей в семье.

  3. Физическое воспитание детей – важнейшая обязанность родителей. Родители обеспечивают детей питанием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физкультурой, укрепляют здоровье детей в разнообразном труде, создают культурно-гигиеническую обстановку жизни детей в семье.

  4. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через участие в домашнем и учебном труде, в общественно-полезной работе, в производительном труде, это особенно ценно, если дети приучены преодолевать трудности.

  5. Семья представляет собой хорошо организованный трудовой коллектив близких, родных людей. Она и детей должна воспитывать в духе коллективизма, доброты и взаимной помощи, дружбы и товарищества. Развитие у детей доброты, честности, правдивости, скоромности, требовательности к себе и другим, сильной воли, твердого характера – очень важная задача родителей в нравственном воспитании детей.

  6. Вместе с учителем, классным руководителем родители определяют режим дня школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей устанавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья. Очень важно умение родителей контролировать выполнение детьми режима дня.

  7. Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов. Особую задачу родители должны проявлять об улучшении успеваемости детей, о приобретении детьми прочных и глубоких знаний, практических навыков.

  8. Родители должны постоянно следить за тем, что и как дети читают, какие кинокартины смотрят, умеют ли пересказать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы.

  9. Родители должны интересоваться и общественной работой детей, следить за ростом и изменением интересов и привычек детей.

  10. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать любить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в труде. Главное же – бороться за нравственную красоту самого человека.

  11. Родители создают в семье трудовые семейные традиции, соблюдают хорошие семейные обычаи, приучая детей соблюдать и продолжать их. Хорошие традиции укрепляют семейный коллектив.

  12. Нельзя допускать противоречий и споров родителей при детях о методах воспитания, о средствах наказания и т.п. в вопросах воспитания должны действовать согласованно.

  13. Родители должны видеть в школе своего друга и руководителя, помогать во всем школе, учителю. Есть случаи, когда родители критикуют школу при детях. Свои замечания по улучшению обучения и воспитания детей следует высказывать только учителям и руководителям школ в тактичной форме на собраниях и в индивидуальных беседах. Дети тогда и сами будут лучше учиться и трудиться.

  14. Очень важно родителям постоянно приобретать и расширять свои педагогические знания и умения, учиться искусству воспитания.

Взаимодействие школы и семьи должны иметь характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, хорошо осознают особенность каждой и стремятся творчески соединить свои усилия в совместной педагогической деятельности.

 

 

 

 
 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Доска объявлений
Горячая линия по организации горячего питания
Запись детей в 1 класс на 2024-2025 учебный год
Информация для родителей

"Порядок предоставления льготного питания"

Памятка для родителей обучающихся 5 класса о ФГОС


Тест на детскую Интернет-зависимость
Электронный дневник

Информация для школьников

Наши партнёры
Департамент образования и науки Кемеровской области

Кузбасский региональный ИПКиПРО

Областной центр мониторинга качества образования

Интернет-портал правовой информации

Портал госуслуги

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Всероссийская социальная сеть работников образования

Муниципальное образование "Новокузнецкий муниципальный район"

Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района

МБОУ ДПО "Информационно-методический центр Новокузнецкого района"

Поиск
Архив новостей
Куйбышевская основная общеобразовательная школа п. Рассвет © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz