Формирование мотивов учебной деятельности на уроках физики.
Для того, чтобы включить ученика в учебно-познавательную деятельность, следует сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Это первое из современных требований.
Мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он её совершает. В роли мотивов могут выступать ряд причин, вызывающих активность ученика: интерес, влечение, эмоции, привлекающая цель, долг, возможность общения, получение признаний и т.д.
Мотивы могут изменяться, их круг способен расширяться и видоизменяться; они могут усиливать или ослаблять друг друга. Развиваясь, мотивы изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу человека.
Без мотива любая деятельность, в том числе учебная, никогда не будет эффективной. Ведь только благодаря мотиву (мотивам) у ученика появляется желание активно работать на уроке, овладевать предлагаемыми ему знаниями и умениями. Значит, приступая к проведению учебного занятия, нужно создать у учащихся мотивацию к познанию, учебной работе.
Какие бывают мотивы?
Мотив «Познавательный». Он связан с интересом к узнаванию нового (по какому-то вопросу). Поэтому его можно назвать мотив «Интерес». Для школьников он – один из самых главных.
Вызвать его у учащихся можно
- путем последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления или закономерности (например, в технике, промышленности, военном деле, медицине и т.д.);
- посредством рассказа занимательного факта, с которым люди встретились в быту, на производстве; информации из жизни любимых литературных героев. Потом задают вопрос: «Как вы думаете, почему это произошло?»
- путем постановки без комментариев опыта, дающего неожиданный эффект, а затем – вопрос: «Чем это вызвано?». Далее начинается обсуждение, перерастающее в рассмотрение нового материала. Например, получение молнии ,от в электрофорной машины, демонстрация опыта волшебный стакан с водой.
Мотив «Саморазвитие». Он заключается в том, что человек руководствуется желанием как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку, поднять свой культурный уровень.
Приемы его вызывающие:
- информация педагога о значении материала, который предстоит изучать;
- сообщение о том, каким новым умственным умениям сегодня предстоит овладеть и какое это имеет значение;
- рассказ о новом для учеников методе практической деятельности, которому будет посвящен урок; Например, о проведении научных наблюдений, составление физико-технического паспорта прибора.
- приглашение занять «на сегодня» один из служебных постов (стать директором научной лаборатории, ученым-теоретиком, исследователем, инженером, изобретателем и т.п.) и в соответствие со своей должностью выполнять предписанные инструкцией обязанности (инструкция выдается).
Мотив «Достижение». Он ориентирует человека на «взятие высот»: получение хороших или лучших результатов в учебе, завоевание побед в интеллектуальных соревнованиях или конкурсах.
Чтобы ввести его в действие нужно каждый раз называть «высоты», которые предстоит штурмовать;
Например, решить задачу на применение известного закона в незнакомой ситуации, создать проект, провести исследование.
Отмечать взятие каждой учебной «высоты» (наградой, призом, отличной отметкой, грамотой, благодарностью и др.)
Вычерчивать на специальной карте маршруты покорения пиков «Знания» и «Умения» и отмечать на них место нахождения каждого участника восхождения;
Давать поэтические и вместе с тем значимые по смыслу названия заданиям и урокам, например, «Я – изобретатель!», «Мы – составители задачника» и т.п. Подобные задания привлекают тем, что в них не только отражен вид деятельности, которой предстоит заниматься, но и звучит признание важности, предстоящей работы, гордость за неё, уверенность в успехе.
Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение». Этот мотив нацелен на будущую профессию человека и его становление, он связан с делом, которому тот намерен посвятить себя.
Вызвать этот мотив можно так: сообщить, что полученные знания и умения очень нужны людям каких-то специальностей.
Например, умение разбираться во множестве фактов, связывать их между собой и делать из них выводы (владение анализом, систематизацией, индукцией), умение ставить эксперимент исследователю, лаборанту, испытателю машин и т.д.).
Коммуникативный мотив. Он связан с возможностью общения, сотрудничества, взаимодействия.
Чтобы ввести его в действие, предлагают:
- совместное (с другом, одноклассником) выполнение работы при условии, что каждый будет делать свою часть;
- Групповое обсуждение в группе полученных результатов;
- Бригадную или групповую разработку проекта (эксперимента, исследования, наблюдения, создания чего-то);
- Участие в уроках «ролевые игры» (пресс-конференции, диспуты, интервью,, защиты «диссертаций и др.)
Эмоциональный мотив. Его порождают положительные эмоции: чувства радости, удивления, восторга.
Вызывают его:
-интересной организацией занятия;
- создание на уроке делового настроя, обстановки увлеченности, доброжелательности, спокойствия;
- щедростью на похвалу каждой учебной удаче.
- организацией ситуаций сотрудничества и успеха для учащихся в работе.
- Обращением внимания на общие достижения.
Например, на овладение методом решения какого-типа задач, постановки эксперимента без инструкции и т.д.
Нужно иметь в виду, что мотивация учения тесно связана с оценкой успеваемости, желанием успеха, нежеланием неудач. Поэтому мотивы делят на две группы: мотивы достижения и мотивы избегания (порицания, наказания, плохой оценки, записи в дневнике и т.д.) т. е. защитные.
Защитные мотивы основаны на потребности ученика защитить себя о неприятности, угрозы унижения. Конечно, нужно использовать мотивы достижения.
Чтобы эффективно управлять мотивами, нужно, прежде всего, знать, какие из них имеются в наличии у каждого учащегося, какие поощрения наиболее ценны. Вначале необходимо вводить в действие уже существующий мотив, опираться на него. Затем рядом мер подкреплять его. После этого можно приступать к постепенному формированию нового мотива у каждого создавая для этого условия.
Что активизирует мотивацию?
На этот процесс влияют:
- формирование у учащегося чувства радости достижением
- преобладание стремления к успеху над стремлением избегать неудач
Умение выполнять самоанализ причин достижений и затруднений.
Второе современное требование – это реализация деятельности учащихся на уроке и деятельностного подхода к преподаванию. Наш знаменитый соотечественник педагог К.Д. Ушинский писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».
От развития умений человека осуществлять разные виды деятельности зависят состав и функционирование его способностей, а также характер, межличностные отношения и качества личности.
Абстрактные знания которые ученик при традиционной работе черпает из рассказа учителя или учебника становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности (ведь ты сам добыл их); эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно.
Основоположник отечественной теории учения Л.С. Выготский считал, что источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения .Становление личности возможно лишь в ходе содержательной …значимой деятельности; человек в процессе деятельности создает самого себя.
Самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, иначе нельзя достигнуть требуемого результата.
Учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогам, родителями. А это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать.
Итак, деятельностный подход обеспечивает тесную увязку, союз знаний, действий, отношений, развитие личности.
В результате систематической собственной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастает в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень.
Человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной. И этот вывод очень важен для преподавания.
Деятельность – это работа, занятие, которое вызывает в человеке или окружающем мире коренные изменения, преобразующие и сущность, и самого себя.
Психологами принята структура деятельности:
Потребности – мотив – цель и задача – действие – операции – результат – рефлексия. (схема 1)
Как протекает деятельность? В ней выделяют три этапа:
- Ориентировочный
- Исполнительный
- Контрольно-коррекционный
Что нужно знать о деятельности? Всякая деятельность вначале «идеальна» (т.е. происходит в сознаний), а затем уже реальна (т.е. происходит в действительности). В сознании она зарождается, прогнозируется, проектируется (выделяются её цель, содержание, методы). Далее наступает реализация.
Деятельность - это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из
- Уверенного действия
- Встречи с затруднением или преградой. Преграда мешает движению вперед. Неизбежно возникает вопрос Что делать?
Задачи педагога:
- Своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового.
- Показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой исходный закон, что-то изменить, взять иные материалы и др.)
- Преодоление затруднения
- Нового этапа уверенного действия.
Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению? Для этого нужно продумать конкретные меры реализации схемы 1. И конкретизировать следующие компоненты:
- Содержание материала (чему учить)
- Мотивы деятельности
- Способы «включения» учащихся в созидающую деятельность
- Средства труда
- Формы организации труда
- Меры стимулирования работы
- Способы руководства
- Формы контроля
- Тип отношений во время работы
- Формы проведения рефлексии
Остановимся на некоторых компонентах.
Содержание учебного материала. Оно определяется программой или темой урока. Но знания не передаются ученику в готовом виде, их надо «добывать» в ходе умственной или практической работы.
Мотивы деятельности. Надо определить вид мотива (или виды нескольких мотивов), которые планируется ввести в действие на уроке и на которые педагог будет опираться. Поскольку есть мотив, ученик втягивается в работу, поэтому не будет места созерцательности, пассивности.
Способы включения учащихся в продуктивную деятельность. Это могут быть занятия с книгой (учебником, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями), постановка опытов, наблюдения, исследования, работа с приборами, занятия с раздаточным материалом, решение и составление задач, заполнение таблиц составление структурных схем, придумывание вопросов «для соседа», кроссвордов, составление реклам, подготовка сообщений, проведение анализа текстов, составление карт, отражающих историю науки и техники и др. какие конкретно способы использовать на данном занятии педагог решает сам в процессе подготовки.
Средства труда учащихся. Это – учебники, справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, хрестоматии, раздаточные материалы, учебные приборы, наборы, дидактические игры, рабочие тетради, документы, журнальные вырезки, компьютеры, компьютерные программы, видеоматериалы. Желательно в практике работы использовать возможно больше разных средств обучения.
Организация труда. Она может быть индивидуальная, групповая, коллективная; по подробным инструкциям, по наводящим предписаниям, полностью самостоятельная.
Стимулирование работы. Заключается в продумывании мер поощрения (оценок, призов, дипломов, сюрпризов, способов информации класса, школьной общественности, родителей) а также критериев их применения.
Руководство. Состоит в планировании содержания способов направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указания (не прямые) и вопросы, формы оказания помощи, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций (плакаты, схемы, таблицы), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам.
Отношения. Они заключаются в продумывании средств и акций, создающих деловую атмосферу, форм и условий взаимодействии ученика с педагогом и учеников между собой.
Каковы возможности реализации деятельностного подхода?
Сейчас просматриваются два пути:
- Проведение целых, законченных уроков, сконструированных таким образом, что в них учащиеся сами «добывают» знания, учатся их углублять, осмысливать, закреплять.
- Введение в традиционные уроки различных творческих заданий.
Некоторые частные методические советы
- для включения учащихся в учебную деятельность чрезвычайно значим познавательный интерес. Значит, необходимо обеспечить этот интерес – важнейший побудитель деятельности.
- нужно чаще приглашать учащихся высказывать гипотезы, и выслушав их спрашивать «Как можно это проверить?»
- важно показать, как преодолевают преграды. Для этого надо посмотреть справочник или учебник, найти нужную формулу; сделать пробу, провести предварительный расчет.
- необходимо предусмотреть постепенное усложнение содержания и характера деятельности учащихся. Без этого невозможно движение вперед;
- поскольку в познавательной деятельности, и особенно в умственной, не так выпукло предстает результат, как в практической деятельности или трудовой, где он всегда выступает в материальной форме, приходится продумывать меры, которые делают этот результат видимым. Это существенно для осознания успеха.
- помня о том, что деятельность начинается с умственных действий, нужно вначале предлагать составить план действий или проект. Проект может быть дан в виде чертежа, схемы, текста. В нем должно быть ответы на три важных вопроса: Для чего делаю?, Что делаю?, Как делаю?
- ничего не нужно давать в готовом виде: все или почти все знания и умения учащиеся должны добывать самостоятельно (под руководством педагога) в процессе личной работы – индивидуальной или коллективной.
Суть творческого урока. Как спроектировать урок, на котором все учащиеся будут включены в активную познавательную деятельность?.
Вначале определяют содержание занятия. Для этого решают: чем должны овладеть учащиеся или что им надо создать. Записывают это в виде тезисов в таблицу или столбик. Например,
Содержание урока
Знания умения создаваемый объект
1 1 1
2 2 2
Затем выстраивают структуру урока (изучения нового материала), определяя каким образом ученики придут к каждому элементу знания или к каждому умении..
Структура урока
Этап урока
|
Что делает учитель
|
Что делают учащиеся
|
Результат
|
|
1
|
1
|
|
|
2
|
2
|
|
Заполняя таблицу следует иметь в виду, что урок изучения нового материала состоит из четырех или пяти частей:
- Начало (здесь создают мотив к работе и решают организационные вопросы)
- Основная часть (тут происходит добыча знаний в ходе деятельности учащихся и получают серию частных выводов – элементов знаний)
- Итоговая (в ходе её все частные выводы объединяют и делают один общий)
- Закрепляющая (здесь решают практические проблемы, например, производственные, на основе полученных на уроке новых знаний)
- Рефлексия (обдумывание и оценка проведенной работы, выявление успехов и неудач). Этот этап может быть кратким или отсутствовать
|