Воскресенье, 12.05.2024, 01:16
МБОУ   "Куйбышевская   основная   общеобразовательная    школа"
               
 
Приветствую Вас Гость | RSS
Сведения о школе
Методический кабинет
Категории раздела
Мои статьи [12]
Родительский лекторий [2]
Статьи для родителей
Детский сад [5]
Наш опрос
Оцените сайт школы! Голосуйте!
Всего ответов: 78
Полезные ссылки





Видеоуроки, тесты, конспекты и презентации для учителя




Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование мотивов учебной деятельности на уроках физики

Формирование мотивов учебной деятельности на уроках физики.

          Для того, чтобы включить ученика в учебно-познавательную деятельность, следует сделать его активным  участником учебного процесса, нужна мотивация. Это первое из современных требований.

         Мотивы – это то, что побуждает  и направляет деятельность человека, ради чего он её совершает. В роли мотивов могут выступать ряд причин, вызывающих  активность ученика: интерес, влечение, эмоции, привлекающая цель, долг, возможность общения, получение признаний и т.д.

          Мотивы могут изменяться, их круг способен расширяться и видоизменяться; они могут усиливать или ослаблять друг друга. Развиваясь, мотивы изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу человека.

Без мотива любая деятельность, в том числе учебная, никогда не будет эффективной. Ведь только благодаря мотиву (мотивам) у ученика появляется желание активно работать на уроке, овладевать предлагаемыми ему знаниями и умениями. Значит, приступая к проведению учебного занятия, нужно создать у учащихся мотивацию к познанию, учебной работе.

Какие бывают мотивы?

          Мотив «Познавательный». Он связан с интересом к узнаванию нового (по какому-то вопросу). Поэтому его можно назвать мотив «Интерес». Для школьников  он – один из самых главных.

Вызвать его у учащихся можно

-  путем последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления или закономерности (например, в технике, промышленности, военном деле, медицине и т.д.);

- посредством рассказа занимательного факта, с которым люди встретились в быту, на производстве; информации из жизни любимых литературных героев. Потом задают вопрос: «Как вы думаете, почему это произошло?»

- путем постановки без комментариев опыта, дающего неожиданный эффект, а затем – вопрос: «Чем это вызвано?». Далее начинается обсуждение, перерастающее в рассмотрение нового материала. Например, получение молнии ,от в электрофорной машины, демонстрация опыта волшебный стакан с водой.

          Мотив «Саморазвитие».  Он заключается в том, что человек руководствуется желанием как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку, поднять свой культурный уровень.

Приемы его вызывающие:

- информация педагога о значении материала, который предстоит изучать;

- сообщение о том, каким новым умственным  умениям сегодня предстоит овладеть и какое это имеет значение;

- рассказ о новом для учеников методе практической деятельности, которому будет посвящен урок; Например, о проведении научных наблюдений, составление физико-технического паспорта прибора.

- приглашение занять «на сегодня» один из служебных постов (стать директором научной лаборатории, ученым-теоретиком, исследователем, инженером, изобретателем и т.п.) и в соответствие со своей должностью выполнять предписанные инструкцией обязанности (инструкция выдается).

         Мотив «Достижение».  Он ориентирует человека на «взятие высот»: получение хороших или лучших результатов в учебе, завоевание побед в интеллектуальных соревнованиях или конкурсах.

Чтобы ввести его в действие нужно каждый раз называть «высоты», которые предстоит штурмовать;

Например, решить задачу на применение известного закона в незнакомой ситуации, создать проект, провести исследование.

Отмечать взятие каждой учебной  «высоты» (наградой, призом, отличной отметкой, грамотой, благодарностью и др.)

Вычерчивать на специальной карте маршруты покорения пиков «Знания» и «Умения» и отмечать на них место нахождения каждого участника восхождения;

Давать поэтические  и вместе с тем значимые по смыслу названия заданиям и урокам, например, «Я – изобретатель!», «Мы – составители задачника» и т.п. Подобные задания привлекают тем, что в них не только отражен вид деятельности, которой предстоит заниматься, но и звучит признание важности, предстоящей работы, гордость за неё, уверенность в успехе.

          Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение». Этот мотив нацелен на будущую профессию человека и его становление, он связан с  делом, которому тот намерен посвятить себя.

Вызвать этот мотив можно так: сообщить, что полученные знания и умения очень нужны людям каких-то специальностей.

Например,  умение разбираться во множестве фактов, связывать их между собой и делать из них выводы (владение анализом, систематизацией, индукцией), умение ставить эксперимент исследователю, лаборанту, испытателю машин и т.д.).

          Коммуникативный мотив. Он связан с возможностью общения, сотрудничества, взаимодействия.

Чтобы ввести его в действие, предлагают:

- совместное (с другом, одноклассником) выполнение работы при условии, что каждый будет делать свою часть;

- Групповое обсуждение в группе полученных результатов;

- Бригадную или групповую разработку проекта (эксперимента, исследования, наблюдения, создания чего-то);

- Участие в уроках  «ролевые  игры» (пресс-конференции, диспуты, интервью,, защиты «диссертаций и др.)

         Эмоциональный мотив. Его порождают положительные эмоции: чувства радости, удивления, восторга.

Вызывают его:

-интересной организацией занятия;

- создание на уроке делового настроя, обстановки увлеченности, доброжелательности, спокойствия;

- щедростью на похвалу каждой учебной  удаче.

- организацией ситуаций сотрудничества и успеха для учащихся в работе.

- Обращением внимания на общие достижения.

Например,  на овладение методом решения какого-типа задач, постановки эксперимента без инструкции и т.д.

Нужно иметь в виду, что мотивация учения тесно связана с оценкой успеваемости, желанием успеха, нежеланием неудач. Поэтому мотивы делят на две группы: мотивы достижения и мотивы избегания (порицания, наказания, плохой оценки, записи в дневнике и т.д.) т. е. защитные.

Защитные  мотивы основаны на потребности ученика защитить себя о  неприятности, угрозы унижения. Конечно, нужно использовать мотивы достижения.

Чтобы эффективно управлять мотивами, нужно, прежде всего, знать, какие из них имеются в наличии у каждого учащегося, какие поощрения наиболее ценны. Вначале необходимо вводить в действие уже существующий мотив, опираться на него. Затем рядом мер подкреплять его. После этого можно приступать к постепенному формированию нового мотива у каждого создавая для этого условия.

         Что активизирует мотивацию?

На этот процесс влияют:

- формирование у учащегося чувства радости достижением

- преобладание стремления к успеху над стремлением избегать неудач

Умение выполнять самоанализ причин достижений и затруднений.

        Второе современное требование – это реализация деятельности учащихся на уроке и деятельностного подхода к преподаванию. Наш знаменитый соотечественник педагог К.Д. Ушинский писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».

От развития умений человека осуществлять разные виды деятельности зависят состав и функционирование его способностей, а также характер, межличностные отношения и качества личности.

         Абстрактные знания которые ученик при традиционной работе черпает из рассказа учителя или учебника становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности (ведь ты сам добыл их); эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно.

Основоположник отечественной теории учения Л.С. Выготский считал, что источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения .Становление личности возможно лишь в ходе содержательной …значимой деятельности; человек в процессе деятельности создает самого себя.

         Самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, иначе нельзя достигнуть требуемого результата.

Учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогам, родителями. А это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать.

Итак,  деятельностный  подход обеспечивает тесную увязку, союз знаний, действий, отношений, развитие личности.

         В результате систематической собственной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастает в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень.

Человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной. И этот вывод очень важен для преподавания.

Деятельность – это работа, занятие, которое вызывает в человеке или окружающем мире коренные изменения, преобразующие и сущность, и самого себя.

Психологами принята структура деятельности:

Потребности – мотив – цель и задача – действие – операции – результат – рефлексия.  (схема 1)

Как протекает деятельность? В ней  выделяют три этапа:

- Ориентировочный

- Исполнительный

- Контрольно-коррекционный

Что нужно знать о деятельности?  Всякая деятельность вначале «идеальна» (т.е. происходит в сознаний), а затем уже реальна (т.е. происходит в действительности). В сознании она зарождается, прогнозируется, проектируется (выделяются её цель, содержание, методы). Далее наступает реализация.

Деятельность - это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из

  1. Уверенного действия
  2. Встречи с затруднением или преградой. Преграда мешает движению вперед. Неизбежно возникает вопрос Что делать?

Задачи педагога:

  1. Своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового.
  2. Показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой исходный закон, что-то изменить, взять иные материалы и др.)
  3. Преодоление затруднения
  4. Нового этапа уверенного действия.

Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению? Для этого нужно продумать конкретные меры реализации схемы 1. И конкретизировать следующие компоненты:

  1. Содержание материала (чему учить)
  2. Мотивы деятельности
  3. Способы «включения» учащихся в созидающую деятельность
  4. Средства труда
  5. Формы организации труда
  6. Меры стимулирования работы
  7. Способы руководства
  8. Формы контроля
  9. Тип отношений во время работы
  10. Формы проведения рефлексии

Остановимся на некоторых компонентах.

Содержание учебного материала.   Оно определяется программой или темой урока. Но знания не передаются ученику в готовом виде, их надо  «добывать» в ходе умственной или практической работы.

Мотивы деятельности.  Надо определить вид мотива (или виды нескольких мотивов), которые планируется ввести в действие на уроке и на которые педагог будет опираться. Поскольку есть мотив, ученик втягивается в работу, поэтому не будет места созерцательности, пассивности.

Способы включения учащихся в продуктивную деятельность.  Это могут быть занятия с книгой (учебником, дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями), постановка опытов, наблюдения, исследования, работа с приборами, занятия с раздаточным материалом, решение и составление задач, заполнение таблиц составление структурных схем, придумывание вопросов «для соседа», кроссвордов, составление реклам, подготовка сообщений, проведение анализа  текстов, составление карт, отражающих историю науки и техники и др. какие конкретно способы использовать на данном занятии педагог решает сам в процессе подготовки.

Средства труда учащихся. Это – учебники, справочники, энциклопедии, научно-популярные книги, хрестоматии, раздаточные материалы, учебные приборы, наборы, дидактические игры, рабочие тетради, документы, журнальные вырезки, компьютеры, компьютерные программы, видеоматериалы. Желательно в практике работы использовать возможно больше разных средств обучения.

Организация труда. Она может быть индивидуальная, групповая, коллективная; по подробным инструкциям, по наводящим предписаниям, полностью самостоятельная.

Стимулирование работы. Заключается в продумывании мер поощрения (оценок, призов, дипломов, сюрпризов, способов информации класса, школьной общественности, родителей) а также критериев их применения.

Руководство.   Состоит в планировании содержания способов направления деятельности учащихся в нужное русло: наводящие указания (не прямые) и вопросы, формы оказания помощи, средства, которые помогут выйти из затруднительных ситуаций (плакаты, схемы, таблицы), меры помощи коллективу в целом и отдельным группам.

Отношения.  Они заключаются в продумывании средств и  акций, создающих деловую атмосферу, форм и условий взаимодействии ученика с педагогом и учеников между собой.

Каковы возможности реализации деятельностного подхода?

Сейчас просматриваются два пути:

  1. Проведение целых, законченных уроков, сконструированных таким образом, что в них учащиеся сами «добывают» знания, учатся их углублять, осмысливать, закреплять.
  2. Введение в традиционные уроки различных творческих заданий.

Некоторые частные методические советы

- для включения учащихся в учебную деятельность чрезвычайно значим познавательный интерес. Значит, необходимо обеспечить этот интерес – важнейший побудитель деятельности.

- нужно чаще приглашать учащихся высказывать гипотезы, и выслушав их спрашивать «Как можно это проверить?»

- важно показать, как преодолевают преграды. Для этого надо посмотреть справочник или учебник, найти нужную формулу; сделать пробу, провести предварительный расчет.

- необходимо  предусмотреть постепенное усложнение содержания и характера деятельности учащихся. Без этого невозможно движение вперед;

- поскольку в познавательной деятельности, и особенно в умственной, не так выпукло предстает результат, как в практической деятельности или трудовой, где он всегда выступает в материальной форме, приходится продумывать меры, которые делают этот результат видимым. Это существенно для осознания успеха.

- помня о том, что деятельность начинается с умственных действий, нужно вначале предлагать составить план действий или проект. Проект может быть дан в виде чертежа, схемы, текста. В нем должно быть ответы на три важных вопроса: Для чего делаю?, Что делаю?, Как делаю?

- ничего не нужно давать в готовом виде: все или почти все знания и умения учащиеся должны добывать самостоятельно (под руководством педагога) в процессе личной работы – индивидуальной или коллективной.

         Суть творческого урока. Как спроектировать урок, на котором все учащиеся будут включены в активную познавательную деятельность?.

Вначале определяют содержание занятия. Для этого решают: чем должны овладеть учащиеся или что им надо создать. Записывают это в виде тезисов в таблицу или столбик.  Например,

Содержание урока

Знания                         умения                                 создаваемый объект

1                                    1                                            1

2                                    2                                            2

 

 

Затем выстраивают структуру урока (изучения нового материала), определяя каким образом ученики придут к каждому элементу знания или к каждому умении..

 

Структура урока

 

Этап урока

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Результат

 

1

1

 

 

2

2

 

 

Заполняя таблицу следует иметь в виду, что урок изучения нового материала состоит из четырех или пяти частей:

  1. Начало (здесь создают мотив к работе и решают организационные вопросы)
  2. Основная часть (тут происходит добыча знаний в ходе деятельности учащихся и получают серию частных выводов – элементов знаний)
  3. Итоговая (в ходе её все частные выводы объединяют и делают один общий)
  4. Закрепляющая (здесь решают практические проблемы, например, производственные, на основе полученных на уроке новых знаний)
  5. Рефлексия (обдумывание и оценка проведенной работы, выявление успехов и неудач). Этот этап может быть кратким или отсутствовать

 

Категория: Мои статьи | Добавил: stepan24051 (31.07.2015)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Доска объявлений
Горячая линия по организации горячего питания
Запись детей в 1 класс на 2024-2025 учебный год
Информация для родителей

"Порядок предоставления льготного питания"

Памятка для родителей обучающихся 5 класса о ФГОС


Тест на детскую Интернет-зависимость
Электронный дневник

Информация для школьников

Наши партнёры
Департамент образования и науки Кемеровской области

Кузбасский региональный ИПКиПРО

Областной центр мониторинга качества образования

Интернет-портал правовой информации

Портал госуслуги

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Всероссийская социальная сеть работников образования

Муниципальное образование "Новокузнецкий муниципальный район"

Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района

МБОУ ДПО "Информационно-методический центр Новокузнецкого района"

Поиск
Куйбышевская основная общеобразовательная школа п. Рассвет © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz