Формирование универсальных учебных действий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся (сформированные универсальные учебные действия), которые можно выделить в четыре блока: личностный, регулятивный (включающий действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный.
Универсальность учебных действий проявляется в том, что они носят личностный, предметный и метапредметный характер, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, этапы усвоения учебного содержания, формирование творческих способностей обучающихся.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Рассмотрим технологии, которые помогают в формировании УУД. Технологии, которые можно использовать для развития личностных, познавательных универсальных учебных действий:
- Технология проблемного диалога;
- Проектная деятельность;
- ИКТ - технологии;
- Технология ситуативного обучения;
- Технология продуктивного чтения;
- Технология уровневой дифференциации;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Обучение в сотрудничестве;
- Модульные технологии;
- Технология «Портфолио достижений»;
Формы работы, направленные на формирования регулятивных УУД
1. Решение компетентностных задач: знание в реальной ситуации, на практике.
2. Установить и записать последовательность действий при решении задач. Объяснить решение.
3. Лабораторная, практическая работы. Прочитать список действий, необходимых для выполнения данной работы. Порядок действий изменен, необходимо восстановить правильный порядок, записать и выполнить работу.
4. Составить план устного ответа на конкретный вопрос.
5. Выбрать из нескольких алгоритмов самый эффективный, доказать свое мнение.
6. Обоснование верности какого-либо утверждения.
7. Определить главные действия и их порядок – из числа предложенных – при решении задач, построения графика.
8. Расставить предложения текста в нужном порядке так, чтобы получилось доказательство теоремы или рассказ.
9. Построить систему понятий или интеллект-карту для решения какой-либо проблемы, задачи.
Творческие задания для обучающихся:
Задание 1. Разработайте буклет, содержащий советы по подготовке к контрольной работе по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
Задание 2. Подготовьте сборник заданий по теме «Взаимодействие тел», составленных учащимися вашего класса.
Задание 3. Сделайте иллюстрации и комментарии к рисункам, помогающие понять физический смысл явлений природы.
Задание 4. Сделайте подборку пословиц и загадок о каком-либо физическом явлении.
Задание 5. Подготовьте презентацию к своему выступлению в классе. Это может быть интерактивный тест, кроссворд, интерактивная игра, оформленная в программе Power Point.
Задание 6. Найдите информацию в Интернете по заданной тематике.
Задание 7. Смысловое чтение (пример). Прочитать текст и письменно ответить на вопросы приведенные в конце текста.
Задание 8. Прочитать текст о физическом явлении, опыте и самостоятельно составить к данному тексту вопросы, которые потом можно предложить учащимся класса.
Для развития коммуникативных умений можно проводить такие уроки:
Урок – ролевая игра в институт или лабораторию физических проблем.
Урок - экспериментальное исследование в виде ролевой игры «Сотрудничество специалистов». Класс делится на группы по 3 – 4 человека. Каждый в группе выбирает себе одну из должностей: директора, теоретика, исследователя, информатора и т.д. В соответствии с должностью учащиеся получают карточку – памятку и при проведении исследований ученик выполняет действия в памятке обозначенные.
Урок – пресс-конференция;
Уроки творчества;
Уроки – аукционы;
Уроки – «Следствие ведут Знатоки»;
Уроки – экскурсии;
Уроки – соревнования.
Виды заданий для формирования личностных УУД:
- Участие в проектах;
- Подведение итогов урока;
- Творческие задания;
- Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- Самооценка события, происшествия;
- Формирование портфолио достижений.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Проект. Москва, 2011. – 71 с.
- По материалам интернет-журнала «Эйдос» [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/journal
Ирина Васильевна Лещева,
учитель физики, |