Среда, 03.07.2024, 04:19
МБОУ   "Куйбышевская   основная   общеобразовательная    школа"
               
 
Приветствую Вас Гость | RSS
Сведения о школе
Методический кабинет
Категории раздела
Мои статьи [12]
Родительский лекторий [2]
Статьи для родителей
Детский сад [5]
Наш опрос
Оцените сайт школы! Голосуйте!
Всего ответов: 78
Полезные ссылки





Видеоуроки, тесты, конспекты и презентации для учителя




Статистика

Онлайн всего: 81
Гостей: 81
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по физике

Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по физике

 

 

Стратегической  задачей  Российского образования является повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

 

Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих повысить качество образования.

ФГОС нового поколения - это:

  • соответствие качества образования современным жизненным потребностям личности, общества, государства.

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, обществу;

•ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

•самостоятельность в приобретении новых знаний  и практических умений.

В новом стандарте  описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию.

Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

 Введение  стандарта  меняет  школьную жизнь ученика, поскольку появляются  новые формы  организации обучения, новые образовательные  технологии,  открытая  информационно-образовательная среда.

Слагаемые качественного образования:

 

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
  • введение профильного обучения в старшей школе;
  • развитие дистанционного образования;
  • государственная поддержка школ для одаренных детей;
  • создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
  • создание государственной системы оценки качества образования.

   

 Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер,  ставящий главной целью развитие личности школьника. 

Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков,  опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за свою образовательную деятельность.

Основное внимание  уделяется  развитию видов деятельности учащихся, выполнению различных проектных, исследовательских, творческих  работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми  знаниями, новыми видами деятельности.

На ступени основного общего образования  у обучающихся должно быть сформировано:

  • умение учиться и умение организовывать  свою деятельность .
  •  умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  •  планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку.
  •  взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Итогом обучения  является  совокупность результатов:

  • личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
  • метапредметных (универсальные учебные действия);
  • предметных (система основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях.

Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видео работы, газеты, презентации, создание личного портфолио  с коллекцией достижений ученика.

 

    Приемы используемые учителем для эффективной работы

- рациональная организация учебного труда школьника;
- использование информационных технологий;

-роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
-личностно ориентированный подход;
-работа со слабоуспевающими учащимися;
-  мониторинг  обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося,

- коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся.

 

При переходе учащихся для обучения с одной ступени на другую необходимо соблюдать преемственность в обучении, учить навыкам самостоятельной работы в школе и дома, формировать умение у учащихся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Контроль за качеством знаний по учебным предметам позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся.

 

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.

  • Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
  • Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
  • В-третьих, строгий контроль знаний.

 

Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.

 Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Интерес к предмету начинается с интересного урока. Интересным сделать урок нам помогают нетрадиционные формы: деловая игра, урок – викторина, смотр знаний, урок – конкурс, физическая игра, урок-КВН, урок-практикум.

Педагог должен быть готов использовать  информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учащихся. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Хочется поделиться некоторыми методами и методическими приемами: метод ассоциаций, интеллектуальная разминка, логическая цепочка, графический диктант,  проблемная ситуация, метод проектов, решение познавательных, практических и творческих задач, методы и приемы исследовательской работы.

            Однообразие и шаблон ведут к снижению уровня знаний учащихся и качества преподавания предмета.

            Как оживить процесс обучения? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям?

            Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка   ученика в условия исследователя.     

              Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

         Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного плана. Назовем такой урок (фрагмент урока) проектным и рассмотрим возможные приемы его организации.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Основной формой работы на уроке является групповая работа.

В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта:

  1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы.
  2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.
  3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно.
  4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
  5. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма и т.д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы.
  6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения.
  7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.

На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до одного урока в зависимости от объема рассматриваемого вопроса.

На уроках физики учащиеся  выполняют следующие  краткосрочные проекты:

- составление паспорта физического явления;

- написание опорного конспекта;

-демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов;

-написание сказок с физическими вопросами, рисунки к явлениям;

-проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике и решение экспериментальных задач. Ученики сами должны составить ход работы и таблицу для записи результатов. Я сообщаю только название работы и предполагаемое оборудование. Можно чтобы и оборудование выбирали ученики сами.

 

При проведении уроков:

  • использовать различные приемы формирования мотивации учебной деятельности учащихся, в том числе привлекать результаты наблюдений учащихся за физическими явлениями (жизненный опыт школьников);
  • корректировать математические знания учащихся, используя индивидуальные карточки [5];
  • на каждом уроке обязательно проверять выполнение домашнего задания с целью обнаружения и устранения пробелов в знаниях учащихся;

Устранению пробелов в знаниях учащихся будет также способствовать обязательный качественный анализ результатов контрольных работ; оказание индивидуальной помощи в ходе самостоятельной работы; проведение поддерживающих занятий; рефлексия учебной деятельности учащихся и её результатов и др;

  • проводить рефлексию учебной деятельности учащихся не только в ходе подведения итогов урока, но и для устранения затруднений на любом этапе урока, акцентируя внимание учащихся на смысле рефлексии, важности этого умения в жизнедеятельности человека;
  • предотвращать ситуации незанятости учащихся на уроке, приводящие к шуму и нарушениям дисциплины;
  • корректировать домашнее задание (объем, уровень сложности) с учетом результатов учебной деятельности учащихся на уроке, индивидуальных познавательных возможностей учащихся.

Лещева Ирина  Васильевна,

МБОУ «Куйбышевская ООШ»,

учитель физики.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: stepan24051 (24.09.2015)
Просмотров: 1186 | Рейтинг: 0.0/0
 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Доска объявлений
Горячая линия по организации горячего питания
Запись детей в 1 класс на 2024-2025 учебный год
Информация для родителей

"Порядок предоставления льготного питания"

Памятка для родителей обучающихся 5 класса о ФГОС


Тест на детскую Интернет-зависимость
Электронный дневник

Информация для школьников

Наши партнёры
Департамент образования и науки Кемеровской области

Кузбасский региональный ИПКиПРО

Областной центр мониторинга качества образования

Интернет-портал правовой информации

Портал госуслуги

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Всероссийская социальная сеть работников образования

Муниципальное образование "Новокузнецкий муниципальный район"

Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района

МБОУ ДПО "Информационно-методический центр Новокузнецкого района"

Поиск
Куйбышевская основная общеобразовательная школа п. Рассвет © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz