Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по физике
Стратегической задачей Российского образования является повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих повысить качество образования.
ФГОС нового поколения - это:
- соответствие качества образования современным жизненным потребностям личности, общества, государства.
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, обществу;
•ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
В новом стандарте описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию.
Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.
Введение стандарта меняет школьную жизнь ученика, поскольку появляются новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, открытая информационно-образовательная среда.
Слагаемые качественного образования:
- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
- обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
- введение профильного обучения в старшей школе;
- развитие дистанционного образования;
- государственная поддержка школ для одаренных детей;
- создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
- создание государственной системы оценки качества образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.
Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за свою образовательную деятельность.
Основное внимание уделяется развитию видов деятельности учащихся, выполнению различных проектных, исследовательских, творческих работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.
На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано:
- умение учиться и умение организовывать свою деятельность .
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
- планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку.
- взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Итогом обучения является совокупность результатов:
- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
- метапредметных (универсальные учебные действия);
- предметных (система основных знаний).
Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях.
Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видео работы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.
Приемы используемые учителем для эффективной работы
- рациональная организация учебного труда школьника;
- использование информационных технологий;
-роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
-личностно ориентированный подход;
-работа со слабоуспевающими учащимися;
- мониторинг обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося,
- коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся.
При переходе учащихся для обучения с одной ступени на другую необходимо соблюдать преемственность в обучении, учить навыкам самостоятельной работы в школе и дома, формировать умение у учащихся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Контроль за качеством знаний по учебным предметам позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
- Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
- Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
- В-третьих, строгий контроль знаний.
Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
Интерес к предмету начинается с интересного урока. Интересным сделать урок нам помогают нетрадиционные формы: деловая игра, урок – викторина, смотр знаний, урок – конкурс, физическая игра, урок-КВН, урок-практикум.
Педагог должен быть готов использовать информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учащихся. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.
Хочется поделиться некоторыми методами и методическими приемами: метод ассоциаций, интеллектуальная разминка, логическая цепочка, графический диктант, проблемная ситуация, метод проектов, решение познавательных, практических и творческих задач, методы и приемы исследовательской работы.
Однообразие и шаблон ведут к снижению уровня знаний учащихся и качества преподавания предмета.
Как оживить процесс обучения? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям?
Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя.
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. Применяя эти методы познания при организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования в рамках одного урока или фрагмента урока, не выходя за рамки тематического учебного плана. Назовем такой урок (фрагмент урока) проектным и рассмотрим возможные приемы его организации.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Основной формой работы на уроке является групповая работа.
В ходе проектного урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта:
- В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы.
- Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.
- Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно.
- Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.
- Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма и т.д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы.
- Каждая группа представляет результаты своей работы в виде устного сообщения.
- Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.
На всю работу может быть отведено от 15 минут урока до одного урока в зависимости от объема рассматриваемого вопроса.
На уроках физики учащиеся выполняют следующие краткосрочные проекты:
- составление паспорта физического явления;
- написание опорного конспекта;
-демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов;
-написание сказок с физическими вопросами, рисунки к явлениям;
-проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике и решение экспериментальных задач. Ученики сами должны составить ход работы и таблицу для записи результатов. Я сообщаю только название работы и предполагаемое оборудование. Можно чтобы и оборудование выбирали ученики сами.
При проведении уроков:
- использовать различные приемы формирования мотивации учебной деятельности учащихся, в том числе привлекать результаты наблюдений учащихся за физическими явлениями (жизненный опыт школьников);
- корректировать математические знания учащихся, используя индивидуальные карточки [5];
- на каждом уроке обязательно проверять выполнение домашнего задания с целью обнаружения и устранения пробелов в знаниях учащихся;
Устранению пробелов в знаниях учащихся будет также способствовать обязательный качественный анализ результатов контрольных работ; оказание индивидуальной помощи в ходе самостоятельной работы; проведение поддерживающих занятий; рефлексия учебной деятельности учащихся и её результатов и др;
- проводить рефлексию учебной деятельности учащихся не только в ходе подведения итогов урока, но и для устранения затруднений на любом этапе урока, акцентируя внимание учащихся на смысле рефлексии, важности этого умения в жизнедеятельности человека;
- предотвращать ситуации незанятости учащихся на уроке, приводящие к шуму и нарушениям дисциплины;
- корректировать домашнее задание (объем, уровень сложности) с учетом результатов учебной деятельности учащихся на уроке, индивидуальных познавательных возможностей учащихся.
Лещева Ирина Васильевна,
МБОУ «Куйбышевская ООШ»,
учитель физики.
|